6 марта 2020 на сайте Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) опубликован доклад «Криминал на нефтяной трубе: воровство уменьшается, но становится всё изощрённее».
Тезисы доклада:
- воруют не только в России - это проблема общемирового масштаба. Мировой нелегальный рынок нефти и нефтепродуктов оценивается в 133 миллиарда долларов в год. Структура черного рынка повторяет структуру официальной нефтяной индустрии: добыча, транспортировка, переработка, реализация. Самая большая доля нелегального оборота приходится на Мексику, где действуют крупные криминальные картели. Объём нелегального рынка нефти и нефтепродуктов в Мексике составляет почти 20% от общемирового нелегального рынка, в Нигерии - 15,4%, в Ираке - 10%, в России 6,5% в Италии 4,5 %. Криминальные врезки постоянно выявляются на территории Латвии, Польши и Украины.
- Приводится статистика криминальных врезок в России;
- отмечается значительный рост технического уровня исполнения врезок, использование современных технологий и методов (ГНБ, гибкие шланги высокого давления), сложных систем сбора продукта (электрифицированная арматура, тканевые и гибкие пластиковые ёмкости), автоматизации процесса отбора. Также массово используются отводы (часто протяжённые) и тоннели. Например, в 2019 году доля врезок с отводами составила около 170 (80% от общего числа), 32 из них имели протяженность более километра.
Растёт и стоимость изготовления врезок, цена некоторых из них с учётом стоимости работ и обустройства инфраструктуры составляет до 30 млн руб. Врезки обустраиваются для долговременного использования, хорошо замаскированы и тщательно обслуживаются; - похитители нефти и нефтепродуктов в России – это слаженные криминальные группировки. Сегодня их бизнес укрепился за счет нужных связей в судах, прокуратуре и МВД. Практически в каждом регионе работает своя ОПГ, а то и несколько. Например, в Ленинградской области в 2018 году на трассах говорили, как минимум, о семи группировках. В целом по стране обороты нелегального дизельного топлива достигают 4 млн тонн в год. По оценке Российского топливного союза, объем контрафактного дизельного топлива составляет минимум 30-40%.
- отмечается слабость применения судебной практики: низкий процент реальных сроков заключения по делам о кражах из трубопроводов - преступники чаще всего отделываются штрафами или условными сроками. Приводится пример Московской области:
Обнаружено врезок - 143
Возбуждено уголовных дел 115
Направлено в суд 9 дел (12 лиц)
Рассмотрено - 7 дел
Привлечено к ответственности 9 лиц (по 4 делам)
Часто дела квалифицируются по ст.158 (кража) с минимальным наказанием криминальных врезчиков. - упоминаются случаи участия в криминальных структура, ворующих нефть и нефтепродукты, высокопоставленные сотрудников правоохранительных органов. По ряду раскрытых дел их участие выражалось в сокрытии преступной деятельности и предоставлении информации непосредственным исполнителям о планируемых оперативно-розыскных мероприятиях.
- описаны меры по борьбе с врезчиками, предпринимаемые нефтяными компаниями и предлагаемые нефтяными компаниями поправки уголовного законодательства;
- описываются экологические проблемы, сопряженные с воровством: каждая 10-я врезка приводит к разливу, контрафактное топливо, подпольно изготавливаемое из ворованной нефти не соответствует экологическим нормам, наносит значительный ущерб здоровью граждан, значительно снижает ресурс двигателей.